Содержание Лекции

1. Особенности дизайн-мышления
2. Проектная методика. Этапы проектирования.
3.Современные эвристические методы проектирования и методы генерации новых идей

1. Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
Способность увидеть и четко сформулировать задачу;
Способность бегло выработать наибольшее количество идей за ограниченное время;
Умением отыскать оригинальные решения;
Умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

2. На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строиться по единой проектной методике:
Осмысление проблемной ситуации;
Предпроектный анализ;
Определение принципов и средств решения задачи;
Формирование формального образа;
Анализ проектной ситуации;
Эскизный поиск принципиальных решений;
Проектная проработка.
Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
Информационный;
Аналитический — исследовательская часть;
Синтетический;
Коммуникативный — практическая часть.

3. Современные эвристические методы проектирования и методы генерации новых идей.
Эвристика (от греч. Heurisko — отыскиваю, открываю) — это наука, изучающая продуктивное творческое мышление.
Метод ассоциаций (метод проектирования)
Один из способов формирования идеи. Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к разным идеям окружающей действительности

Коллекция МакКуина весна/лето 2009 была вдохновлена Чарльзом Дарвином и влиянием индустриализации на планету.

Коллекция Александра МакКуина весна/лето 2009 была вдохновлена Чарльзом Дарвином и влиянием индустриализации на планету.

Метод «Ментальные карты» (метод генерации новых идей, Тони Бьюзен)
В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.
Метод аналогий — метод решения поставленной задачи. При этом методе используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, национальной одежды, инженерных решений, произведений архитектуры и т.д. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение.

Деревянное Платье сделано полностью из дерева и нескольких болтиков для крепления)  Его создатель - Grace Johnston. В платье можно делать реверанс, а высота юбки регулируется тросиками, что позволяет приподнять его повыше и охладиться в жаркий денек

Деревянное Платье сделано полностью из дерева и нескольких болтиков для крепления)
Его создатель — Grace Johnston. В платье можно делать реверанс, а высота юбки регулируется тросиками, что позволяет приподнять его повыше и охладиться в жаркий денек

Платье - птичья клетка Последнее создание концептуального художника Kasey McMahon - платье “Птичья клетка”, полностью функциональная пригодная медная клетка для птицы. Заметили пташек внутри?

Платье — птичья клетка Последнее создание концептуального художника Kasey McMahon — платье “Птичья клетка”, полностью функциональная пригодная медная клетка для птицы. Заметили пташек внутри?

Синтетика (метод генерации новых идей, Уильям Гордон).
В его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результат — карандаш-закладка.
Метод фокальных объектов (Чарльз Вайтинг).
В этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

Бионический метод проектирования
 Заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформации деталей. Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным автономным освещением дороги. Таким образом, бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. Кроме того, этот метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы; увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающем миром, со средой обитания человека.
бионика

Метод неологии (метод проектирвоания)
Метод использования чужих идей.
Вообще мода основана на подражании. Поэтому каждое модное нововведение или признак тиражируется специалистами и потребителями до тех пор, пока не наступит психологическая усталость.
Необходимо в процессе заимствования поставить и ответить на следующие вопросы. Что нужно изменить в процессе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом?
Использование прототипа без имени может грозить профессиональным скандалом и обвинением в плагиате. Корректным будет только заимствование приема или способа, но применение их должно быть в другой области. Например, понравившееся ажурное переплетение кожаной сумки можно, видоизменив масштаб, форму фрагментов и др., использовать в моделировании одежды (выходные платья, трикотаж, юбки и брюки из кожи и т.д.).
Морфологический анализ. Фриц Цвики (метод генерации новых идей).
заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.
Метод гиперболы. Метод проектирования.
Создание гротескного образа широко используется в современном модном эскизе, а так же в моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее выразительного образа (Иссей Мияке, Дж. Гальяно, А. Мак-Квин, Д. Ван Ноттен).

Модель японского дизайнера Иссей Мияке

Модель японского дизайнера Иссей Мияке

Метод эмпатии
«вхождение в роль» проектируемого изделия. Этим методом чаще всего пользуются актеры в театре. Конечно, этот прием  выглядит несколько абсурдно, но может дать неожиданное правильное решение. Например, надо разработать модель пальто или плаща для городской давки, для поездки каждый день на работу в переполненном транспорте. Проектировщик «входит в роль» этого изделия и с его «колокольни» пересматривает традиционное решение (может быть, материал или ткань должна быть скользкими, гигроскопичными, без болтающихся деталей — поясов, хлястиков и др., хорошо чиститься, карманы должны иметь застежку, а не висеть как мешки). Таким образом можно разработать идеальное изделие.
Метод «мозговой атаки» . Мозговой штурм (Алекс Осборн).
Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.
Метод коллективного генерирования идей в сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед специалистами стоит некая неразрешимая проблема. Для этого собирается коллектив людей разных профессий, которые не связаны с решением данной проблемы и которые могут придумать что-то интересное. Они собираются в каком-нибудь несвязанном с производством месте, чтобы атмосфера производства не оказывала на них давящего воздействия.

Метод передовых технологий
Используются в проектировании для объектов, способных изменять внешний вид (цвет, освещение).
Например, разработка цирковых или эстрадных костюмов с автономным освещением (миниатюрные лампочки, встроенные в костюм, использование светодиодов, которые светятся от направленного на них луча света или от батареек, спрятанных в костюме).
Современными дизайнерами разработаны модели одежды из материалов с жидкими кристаллами, меняющими свой цвет при нагревании (футболки, топы, купальники и др.)

Платье, чувствительное к эмоциям Если Вы напряжены или сердиты - Ваше платье “покраснеет”. А если Вы успокоетесь - оно станет зеленым. Этот шедевр разработан Philips. Оно состоит из двух слоев: внутренний слой определяет Ваши эмоции по изменению температуры тела и выделению пота и посылает сигнал во внешний слой, чтобы изменить его цвет.

Платье, чувствительное к эмоциям Если Вы напряжены или сердиты — Ваше платье “покраснеет”. А если Вы успокоетесь — оно станет зеленым. Этот шедевр разработан Philips. Оно состоит из двух слоев: внутренний слой определяет Ваши эмоции по изменению температуры тела и выделению пота и посылает сигнал во внешний слой, чтобы изменить его цвет.

В 2006  году турецкий дизайнер Хусейн Кахальян (Hussein Cahalayan) придумал концепцию видеоплатья, которое должно олицетворять собой "время, когда распускается роза".

В 2006 году турецкий дизайнер Хусейн Кахальян (Hussein Cahalayan) придумал концепцию видеоплатья, которое должно олицетворять собой «время, когда распускается роза».

Комбинаторные методы

Комбинаторные методы проектирования одежды впервые применили в 1920-х гг. советские конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова.
Комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм (конструктивистские ткани); комбинирование различных видов декора на основе базовой формы; трансформацию одежды в процессе эксплуатации; комбинирование стандартных готовых объектов. Впоследствии программированные методы формообразования стали не только ведущими методами при проектировании промышленных коллекций, но и легли в основу графических компьютерных программ.

Проект конструктивисткой ткани Варвары Степановой. 1925

Проект конструктивисткой ткани Варвары Степановой. 1925

Проект моделей спортивной одежды. Варвара Степанова, 1925

Проект моделей спортивной одежды. Варвара Степанова, 1925

Комбинаторные методы являются основными методами проектирования с применением комбинирования.
К ним относятся комбинаторика, трансформация, кинетизм, создание безразмерной одежды, создание одежды из целого плоского куска ткани.
Комбинаторика - метод формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования  объектов дизайна из типизированных элементов. Если сказать проще, то комбинаторика  — комбинирование различными способами форм и их элементов или вариантный поиск, который можно подразделить в проектировании на ряд основных приемов:

    Комбинирование элементов на плоскости при создании текстильных композиций, раппортных тканей или трикотажных полотен;

    Комбинирование типизированных стандартных элементов (модулей) при создании целостной формы;

    Комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри определенной формы (по одной конструктивной основе или базовой форме);

    Компьютерный поиск готовых вариантов организации готовых комплектов.

    Прием вставок (врезок) используется для создания сложной формы из простой. Для этого можно взять любую простую давно известную форму одежды: прямую, зауженную или расширенную книзу юбку, платье такого же силуэта, рукава, воротники, капюшоны, сумки, головные уборы. Другими словами, взять цилиндрическую или коническую форму, разрезать её в определенном направлении (вертикально, горизонтально, диагонально, смешанно) по боковым швам, в других местах (можно соблюдать равные расстояния между разрезами или располагать разрезы в динамичном ритме). Вставить в разрезы, обработанные по краю или с контрастной подкладкой, плоские куски ткани простой геометрической формы. Можно вставить и сложные формы в виде цветов, листьев, бабочек, животных, рук, ног, профилей, фигур людей, неограниченно фантазируя.

    Примеры использования метода вставок для создания сложной форм или фактуры (комбинаторный метод формообразования)

    Примеры использования метода вставок для создания сложной форм или фактуры (комбинаторный метод формообразования)

    Метод трансформации — это метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании. Сам процесс трансформации определяется динамикой движения превращения или небольшого изменения. Трансформация осуществляется следующим образом:
    Превращение одной формы в другую (например, была длинная юбка, стала короткая при помощи кулисок; шапка-ушанка; складная сумка);
    Трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, складываются в гармошку, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косички).

    Метод трансформации

    Метод трансформации

    Модульное проектирование. Применение модульного проектирования в производстве изделий дизайна есть высшая форма деятельности в области стандартизации.
    При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспективные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации — разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.
    Метод деконструкции заключается в новом подходе к моделированию одежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре.
    Метод деконструкции был предложен японскими дизайнерами Ё. Ямамото и Р. Кавакубо в начале 1980-х гг., затем разработан представителями «бельгийской школы» в дизайне одежды (Д. Ван Ноттен, А. Домельмейстер), его использовали Ж.- П. Готье и Дж. Гальяно.
    Е. Ямамото

    Е. Ямамото

    Е. Ямамото

    Е. Ямамото

    Е. Ямамото

    Е. Ямамото

    Особый интерес представляет использование инверсии (от лат. Inversio — перестановка) — метод проектирования «от противного», метода «переворота», зачастую абсурдной перестановки. Этот метод зачастую используется при деконструкции, так как разрушает привычные приемы моделирования одежды. Некоторые примеры применения этого метода:
    Сумки с множеством наружных карманов, но пустые внутри;
    Двухсторонние пальто. Плащи, костюмы, жилеты, которые можно носить на обе стороны;
    Превращение нижнего белья в верхнюю одежду;
    Вынесения лейбла фирмы на лицевую сторону изделия и т.д.
    В 2000 — 2001 гг. деконструкция изменилась в сторону большего разрушения привычных комплексов одежды:

      Блузы, майки, куртки с одним рукавом;
      Брюки с одной штаниной;
      Куртка только с левой или правой половиной;
      Куртки без спинки, со съемными рукавами;
      Половина юбки плюс одна штанина;
      Половина юбки;
      Жакет переходящий в купальник, и др.

      120416132623 (1)
      120416132623
      Деконструкция стала отличительной чертой дизайна конца 1990-х гг. и начала XXI века, часто применяемым приемом проектирования одежды. Она обусловила более свободное отношение к посадке одежды на фигуре, наличие заминов, пространства воздуха  между тканью и телом, что сделало одежду более комфортной.

      Платье из керамичекой посуды

      Фарфоровое платье Это платье было полностью создано из фарфора дизайнером Li Xiaofeng 

      Платье из телефонной книги Дизайнер этого платья, сделанного полностью из бумаги телефонной книги, - удивительный художник Jolis Paons. Его слова: “Я плиссировал, скреплял, сшивал и склеивал все вручную, и Вы можете фактически носить его”

      Платье из телефонной книги Дизайнер этого платья, сделанного полностью из бумаги телефонной книги, — удивительный художник Jolis Paons. Его слова: “Я плиссировал, скреплял, сшивал и склеивал все вручную, и Вы можете фактически носить его”

      Список использованной литературы:
      1. Шверова К.И. Концепция и методы проектирования в дизайне одежды

      © Преображенская, И.В. Методы проектирования в дизайне одежды. Лекция по дисциплине «Введение в технологию дизайна одежды» [Электронный ресурс]/И.В. Преображенская// Блог Ирины Преображенской, 2015.- 17 декабря. Режим доступа:http://irapr.ru/лекция-методы-проектирования-в-дизай/