Методические указания к выполнению Практической работы «Разработка эмблемы и логотипа»

к.п.н. И.В. Преображенская

  1. Практическая работа № 1. Вариативная часть
    Тема задания: Разработка эмблемы и девиза для учреждения дополнительного образования с техническим направлением. Формулировка цели деятельности учреждения.
    Указание к концептуальной идее: показать интеграцию художественно-технологической деятельности.
    Рекомендации к выполнению: выполнить авторский графический рисунок или на основе графических аналогов выполнить эмблему в альтернативных техниках (пэчворк, аппликация, трафаретная печать).
    Цель задания: знакомство со средствами визуальной коммуникации в дизайне, развитие навыков разработки маркетинговой стратегии учреждения дополнительного образования.
    Форма выполнения задания: проектная разработка и выполнение в материале
  2. Практическая работа № 2. Вариативная часть
    Тема задания: Разработка эмблемы и логотипа для Института компьютерных наук и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена.
    Указание к концептуальной идее: показать интеграцию подготовки специалистов 1. в области информационных технологий в образовании и 2. технологического образования.
    Цель задания: знакомство со средствами визуальной коммуникации в дизайне, развитие навыков разработки маркетинговой стратегии учреждения профессионального образования.
    Форма выполнения задания: проектная разработка

Содержание лекции

Коммуникация — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать.
В энциклопедическом словаре обозначение этого термина имеет несколько трактовок:
1.Путь сообщения, связь одного места с другим.
2. Общение,передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности,осуществляющаяся главным образом при помощи языка и других знаковых систем.
Коммуникация — это и предметная среда, окружающая и связывающая людей, помогающая им взаимодействовать, сотрудничать, общаться. Коммуникативные связи осуществляются тремя средствами: визуальные, аудиальные, кинестетические.
Важнейшим средством отражения и коммуникации в сфере дизайна является изобразительная информация [1].
Фирменный стиль(Corporate Identity) — это комплексная система визуальной идентификации, способствующая формированию благоприятного имиджа компании и усиливающая эффективность ее рекламных контактов с потребителями, повышающая доверие партнеров и способствующая росту репутации и известности компании на рынке.
Элементы фирменного стиля: логотип, фирменный знак (эмблема, товарный знак, торговый знак) брэндкорпоративная и персональная визитные карточки, фирменный бланк, различные типы конвертов, фирменная папка для бумаг, фирменные шрифты, фирменные цвета и брэндбук (брошюра, описывающая графические стандарты и правила использования логотипа и фирменного стиля в различных ситуациях).
На сегодняшний день фирменный стиль является одним из основных рекламных и маркетинговых инструментов любой современной компании.
Логотип (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — оригинальное графическое начертание названия. В логотипе не используются знаки, пиктограммы, символы, а только текст- название компании. Название может быть сокращенное (аббревиатура) или полное, выполненное в классической типографике или в изысканной каллиграфии[2].
Логотип — важнейший элемент имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию и услуги различных фирм и компаний в рамках одной отрасли.

примеры логотипов

Примеры логотипов

Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соединён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением [2].

Фирменный знак— уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.). Фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных [2,4] Фирменные знаки делятся на эмблемы, фабрично-заводские, товарные и торговые знаки.
Эмблема (от лат. emblema, др-греч. — рельефное украшение) — условное изображение понятия, идеи, системы, объединения и пр. [3] Эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, очень сложные и насыщенные деталями. Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д.[2,4]

Примеры фирменных знаков (эмблем)

Примеры фирменных знаков (эмблем)

Самый узнаваемый в мире фирменный знак (эмблема) свуш (автор Кэролин Дэвидсон) принадлежит фирме Nike — (рисунок 5). К этому знаку применительны признаки «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак (эмблема) nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, это расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Необычный пример представляет фирменный знак (эмблема) корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта[2,4].

Товарный знак (англ. Trademark) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей», способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Товарный (торговый) знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористике и т. д.
В качестве товарного знака может использоваться эмблема, логотип, а так же другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации. В восприятии потребителя наличие логотипа или товарного знака фирмы, имеющей устоявшуюся репутацию, является гарантией качества товара.
Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака (эмблемы), относительно друг друга.
Рис 9 фирм блок

Рис. 9 Примеры фирменных блоков

Рис. 9 Примеры фирменных блоков

На рисунке 9 (а,б,в) приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке, они являются наиболее распространёнными.

Ниже приведены примеры комбинированных знаков: логотипа,фирменного знака (эмблемы), наименования, образующих визуальную идентификацию образовательных учреждений и объединений.

Рис. 10 Эмблема Детского образцового хореографического ансамбля "Калинка", руководитель Меет Л.М., ДДЮТ Московского района СПб

Рис. 10 Логотип, эмблема, фирменный знак Детского образцового хореографического ансамбля «Калинка», руководитель Меет Л.М., ДДЮТ Московского района СПб

Пример эмблемы. Лицей Парус, г. Дзержинск

Рис. 11 Пример эмблемы. Лицей Парус, г. Дзержинск

Эмблема, логотип, фирменный знак, фирменный блок. НОУ ВПО  КИГИТ, г. Ижевск

Рис.12 Пример фирменного блока: логотип, фирменный знак (эмблема). НОУ ВПО КИГИТ, г. Ижевск

Рис 12 пример фирменного блока: логотип, фирменный знак Института новых технологий

Рис 13 Пример фирменного блока: логотип, фирменный знак Института новых технологий, г. Москва

Рис. 13 Факультет информационных технологий и управления

Рис. 14 Факультет информационных технологий и управления

Рис. 15 Институт телевидения, бизнеса и дизайна. Логотип, фирменный знак, СПб

Рис. 16 Институт телевидения, бизнеса и дизайна. Логотип, фирменный знак, СПб

 Эмблема  мастерской. Ирина Преображенская

Рис.16 Логотип и эмблема мастерской. Ирина Преображенская, г.СПб

 

Принципы построения логотипа, эмблемы. Цветографические средства

1. Оригинальность -это отличительная черта элементов фирменного стиля. Они должны максимально отличатся от символики других компаний.
2. Простота и ясность. Символы и текст должны легко считываться, запоминаться и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально [2].
3. Ассоциативность
Визуальная составляющая (шрифт, цвет) должны вызывать исключительно уместные ассоциации и создавать правильный и точный образ, который соответствует общей тематике логотипа и эмблемы в целом.
4. Функциональность
При создании логотипа и эмблемы следует представлять, как они будет масштабироваться, где будут располагаться, как будут выглядеть в одноцветном исполнении. Поэтому, оптимально, чтобы логотип и эмблема были выполнены в векторном формате.
5. Логотип, эмблема и др. должны смотреться чётко и разборчиво на разных форматах (и на маленьких, и на больших). Нужно распечатать заготовки эскизов на разных форматах, убедиться что шрифт и изображения выглядят разборчивым при уменьшении.
6. При создании логотипа и эмблемы необходимо учитывать факторы: художественно-дизайнерские, маркетинговые, знания юридической стороны, истории компании или учреждения.
Базовые аспекты выбора цвета:
— использовать цвета, близлежащие в цветовом круге (например, «тёплая» палитра включает красный, оранжевый и жёлтый оттенки);
— не перебарщивать с контрастностью, логотип и др. не должны раздражать глаза;
— всегда выигрышно смотрятся чёрно-белые и другие двухцветные логотипы, а также логотипы в серых тонах;
— использовать цвет как инструмент воздействия на человека.
Традиционный информационный цветовой алфавит:
красный: опасность, авария, повышенное внимание, запрет и т.п.
желтый: внимание, предостережение, режим, близкий к критическому
синий: информация, указание, пояснение

Требования к тексту
Текст на эмблеме должен быть удобочитаемый, ясным, простым.
Принципы удобочитаемости шрифта:

  • Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета: в шрифтах светлого начертания соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно равно 1:6-1:4, в шрифтах полужирного начертания- 1:2; в шрифтах жирного начертания- 1:1.
  • Оптимальность межбуквенных пробелов. Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов.
  • Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте. Читаемость снижается в буквах сверхузских и сверхшироких. Лучше использовать один стиль шрифта. Более двух- нецелесообразно

Более оригинальный шрифт — более узнаваемый брэнд (наглядный пример — шрифты брэндов Yahoo!, Twitter и Coca Cola).

С помощью шрифта можно вызвать ассоциации изящества или монументальности, создать впечатление динамичности или статичности, передать отношение к той или иной традиции учреждения.

Этапы проектирования логотипа и эмблемы:
— исследование- изучение особенностей,истории учреждения (компании), изучение аналогов и др.
— «мозговой штурм», «синквейн», «эмпатия» и др методы для разработки идей;
— создание предварительных набросков;
— разработка возможных вариантов готовых логотипов;
— презентация перед заказчиком;
— внесение коррективов;
— повторная презентация перед заказчиком.

Список использованной литературы

1.Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учебник для вузов/ С.А. Васин, А.Ю. Талащук и др.-М., 2004.
2. Электронный ресурс: http://gerz077.livejournal.com/19689.html
3. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.
4.Электронный ресурс: scona.com.ua
5. Электронный ресурс: webdesignerdepot.com

Учебные работы студентов Института компьютерных наук и технологического образования, РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра производственных и дизайнерских технологий. Преподаватель Ирина Преображенская. Реализация задания

Эмблема ИНКНиТО. Анастасия Филиппова. 1 курс, магистратура

Эмблема ИНКНиТО. Анастасия Филиппова. 1 курс, магистратура

Эмблема ИНКНиТО. Анастасия Филиппова. 1 курс, магистратура

Эмблема ИНКНиТО. Анастасия Филиппова. 1 курс, магистратура

Эмблема ИКНиТО. Юлиана Ахметшина, 1 курс, бакалавриат

Эмблема ИКНиТО. Юлиана Ахметшина, 1 курс, бакалавриат

Эмблема института. Коллективная работа: Татьяна Коломыцеа, Мария Щепетнова, Юлиана Ахметшина,  Алена Тютрина

Эмблема института. Коллективная работа: Татьяна Коломыцеа, Мария Щепетнова, Юлиана Ахметшина, Алена Тютрина

Эмблема института, Наталья Ходкина. 4 курс,бакалавриат

Эмблема института, Наталья Ходкина. 4 курс,бакалавриат

Еще больше работ в разделе: «Творческие работы» здесь:http://irapr.ru/мои-работы/

© Преображенская, И.В. Разработка эмблемы и логотипа образовательного учреждения. Методические указания к выполнению практической работы [Электронный ресурс]/И.В. Преображенская// Образовательный блог Ирины Преображенской, 2015.- 5 ноября. Режим доступа http://irapr.ru/разработка-эмблемы-и-логотипа-методи/