Художественный войлок

(фелтинг: от англ. felt — войлок) — вид декоративно-прикладного искусства, нетканый текстиль. Техника, в процессе которой из натуральной шерсти в процессе ее сваливания создаются плоские или объемные объекты искусства- панно (нетканый гобелен), объёмные скульптуры, игрушки, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Виды художественного войлока по способу изготовления:

  1. Иглопробивная техника (художественный войлок на промышленном станке)
  2. Мокрое валяние
  3. Сухое валяние (фильцевание)

История

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.
«Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Археологам доподлинно не известно, когда и кем было открыто получение такого жизненно необходимого материала. Остается предполагать, что первые подобия войлока получались из клочков шерсти диких овец, собиравшихся в углах пещер. Там они постепенно уплотнились, и человек стал использовать их в качестве лежанок. Шерсть также могла сваливаться непосредственно на шкурах, служивших постелью» [1].
«Наибольшее распространение овцеводство получило среди кочевых народов. И невозможно представить их культуру и жизнь без войлока» [2].
Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока — ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI—V вв. до н. э.) (См. рис.1, 2)
kovri_istoriya_0clip_image002

Древнейшие  сохранившиеся  до  наших  дней  изделия  из  войлока  —  ковры  и  чепраки  из  Пазырыкских  курганов  Горного  Алтая

рис. 1,2 Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока — ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая

Тип войлока, который отличается тончайшей аппликацией, стал называться «пазырыкской линией». Известно, что древние алтайцы валяли войлок различных сортов и качества из шерсти и пуха овец. Натуральный цвет войлока белый или чёрный, в зависимости от масти овец, но нередко войлок окрашивали. Наблюдающийся теперь желтоватый цвет является результатом долгого пребывания войлока во влажной земле. Войлок лучшего сорта тонкий, не более 2—3 мм, и именно из этого войлока шили кафтаны, чулки, носки, изготавливали ковры и седельные попоны.
На рисунке ниже изображены современные мастерицы Туркменистана.
Туркменистан

Туркменистан

Войлок традиционно применяется для утепления и украшения юрт: стен, потолков, полов. Теплый и хорошо пропускающий воздух он незаменим для жилища кочевых народов

Войлок традиционно применяется для утепления и украшения юрт: стен, потолков, полов. Теплый и хорошо пропускающий воздух он незаменим для жилища кочевых народов

Юрта

Юрта

Славянам, не смотря на то, что они не являются кочевым народом, тоже издревле известен способ валяния шерсти. До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать[2].
В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.
В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.
В Европе в 60-х года XX в. был бум на художественный войлок. Благодаря немецкому художнику Йозефу Бойсу (1921—1986), войлок вошёл в арсенал современных артистических материалов. Во время Второй мировой войны Бойс служил в авиации и его самолет был сбит в Крыму. Израненное тело летчика подобрали в степи татары-кочевники, которые лечили его древними ритуальными и традиционными методами: раненого обмазывали топленым бараньим жиром и заворачивали в войлок. Чудесное спасение и выздоровление стали решающими для последующей творческой карьеры художника. В своих многочисленных инсталляциях он заворачивал в войлок предметы (стулья, кресла, рояли) и сам закутывался в него. Это возродило интерес к истории материала и дало новый толчок для всплеска идей в среде художников и дизайнеров, подтолкнуло промышленность выпускать специально окрашенную шерсть и различные аксессуары для этого увлекательного рукоделия. Расширился интерес к редким и особенным породам овец[2].
Йозеф Бойс

Йозеф Бойс

1984 г. создана и успешно развивается Международная Ассоциация по валянию из войлока. Главная цель организации — сохранение, развитие и распространение древнего ремесла во всем мире. Проводятся международные конференции, выставки и мастер-классы, организуются обучающие поездки в страны, где сохранились традиционные навыки валяния.
Сегодня для промышленного изготовления войлока созданы специальные иглопробивные машины.
В 80-х годах ХХ века в МВХПУ (б. Строгановское) профессором Н.В. Цагарели была внедрена техника изготовления художественно- декоративных нетканых материалов (декорпол) иглопробивным способом на промышленном станке.
Софико Ахобадзе. 1997 год. Из личной коллекции И.В. преображенской

Софико Ахобадзе (выпускница МВХПУ). Нетканный гобелен, иглопробивная техника, 1997 год. Из личной коллекции И.В. Преображенской

Техника валяния

Виды шерсти для валяния:
«остевая шерсть (используется для валяния грубых изделий, не контактирующих напрямую с нежной кожей, например валенок, полусапог, сумок);
сливер (расчёсанная овечья шерсть, без остевых волосков чаще всего неокрашенная, используется для набивания игрушек, создания основы изделия, с последующим наложением шерсти других цветов);
очес (чес шерсти, состоящий из мелких волосков, используется для валяния полотна, фетра, мягкого войлока);
выбеленка (чес овечьей шерсти, вытянутая и выбеленная, используется в качестве светлого тона, и для домашнего окрашивания);
верблюжья (расчесанная шерсть верблюда, используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы);
ангора или мохер (шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий);
полутонкая шерсть (пуховые волосы от 25 до 29 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого валяния, для отделки изделий и декора);
тонкая шерсть (пуховые волосы от 19 до 25 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого валяния, для отделки изделий и декора);
топс (пуховые волосы до 19 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого валяния, самая дорогая шерсть).
По выделке шерсть делят на вату (короткие волокна) и гребенную ленту (длинные волокна, расчесанные и уложенные в виде ленты от 1 метра длиной). Вата пакуется в пакеты и мешки, гребенная лента наматывается на катушки [3]».

Особенности основных техник: мокрое и сухое валяние

Мокрое валяние

Мокрое валяние является традиционным способом изготовления войлока. Процесс войлоковаляния в домашних условиях очень прост. В отличие от многих других видов рукоделия, валяние не является точным, предсказуемым процессом. Большая часть работы основывается на “ощущениях”, нежели на каких-либо предписанных правилах. Многие мастера по войлоку изобретают собственные методы валяния, и адаптируют под себя уже известные техники. Для того чтобы валять войлок мокрым способом, никаких специальных приспособлений не требуется. Секрет мокрого валяния заключается в использование водно-мыльного раствора, благодаря которому трение между волокнами уменьшается, что способствует их взаимодействию и смешиванию между собой.

Материалы и инструменты, необходимые для мокрого валяния:
Шерсть
Горячая вода (Горячую воду можно использовать из-под крана, но некоторые мастера и мастерицы воду кипятят.)

Мыло (Лучше всего использовать специальное мыло для валяния, в крайнем случае детское мыло. Использовать жидкое мыло не желательно, содержащийся пенообразующий лаурилсульфат натрия вызывает сильное раздражение кожи и аллергические реакции при длительном воздействии на кожу)

Коврик (можно использовать рифленый резиновый коврик, бамбуковые коврики, жесткий кусок ковролина или упаковочный воздушно-пузырчатый полиэтилен, наиболее доступный и недорогой материал)

Требования к рабочему месту. Для валяния необходим большой стол, с влагостойкой поверхностью. Мокрое валяние подразумевает обильное использование воды, что может оказать негативное воздействие на поверхности и материалы которые не переносят влагу.

Освоив базовые навыки мокрого валяния Вы сможете создавать изделия как плоских форм (ковры, панно, картины) так и полуобъемные войлочные изделия с применением форм-макетов (сумки, кошельки, шапки, шляпы, обувь). Техника мокрого валяния широко используется при изготовлении украшений и декоративных предметов интерьера, таких как: вазы, войлочные цветы, гирлянды и многое другое.

Сухое валяние

Сухое валяние, или же фильцевание (на английском needle felting) это античное искусство, дошедшее до наших дней, датируемое временами Римской империи. Эта техника использовалась римлянами, как для изготовления теплой водостойкой одежды, так и для нанесения декоративных рисунков на различные тканые поверхности. Сейчас фильцевание широко применяется для нанесения различных рисунков на ткань или же для создания сложных войлочных форм.

Материалы и инструменты, необходимые для сухого валяния:
Требования к рабочему месту: Для фильцевания не требуется специального рабочего места (валять можно даже перед телевизором на диване), набор инструментов минимален, процесс сухого валяния можно прервать в любой момент и возобновить когда пожелаете. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Игла — Первое что необходимо знать об иглах для сухого валяния то, что они, как правило, длинные, имеют зазубрины и чрезвычайно остры. Необходимо проявлять максимальную осторожность при работе с ними. Иглы изготавливаются из закаленной стали, и обладают достаточной упругостью, не гнутся во время работы, но, тем не менее, они достаточно хрупки. Необходимо работать с иглами осторожно, чтобы как можно реже сталкиваться с их порчей и изломом.

Иглы имеют несколько параметров, по которым их можно классифицировать:
толщина
вид сечения
количество зубцов
Толщина (размер) является основным параметром. Начинающему валяльщику желательно приобрести три иглы – толстую, среднюю и тонкую. Толстые иглы применяются на начальном этапе, ими обычно формируется первоначальная форма объекта, иглы средней толщины на основном этапе, а тонкой иглой дорабатываются формы и линии.

Иглы для сухого валяния бывают нескольких видов сечения. Основные: треугольное, корончатое, звездчатое. Бывают сечения также и обратные и в форме цилиндра и крученые.
Три основных вида игл:
треугольное – наиболее распространенное сечение. Используется на этапе основной работы с изделием. Зазубрины распределяются по всей рабочей поверхности, а простота формы позволяет легко проходить игле в изделие, ускоряя процесс сваливания.
игла со звездчатым сечением также является основным инструментом в арсенале валяльщика. Но звездчатое сечение применяется в основном на финальном этапе работы, например когда необходимо отполировать поверхность изделия. Также используются при приваливании плоских деталей.
корончатое игла имеет зазубрены лишь на конце острия. Благодаря этому, игла не способна деформировать изделие, соответственно используется для приваливания декоративных элементов, узоров к изделию.
Работать можно как одной иглой, так и со специальным приспособлением – иглодержатель. Иглодержатель – это, как правило, деревянная или пластиковая ручка, в которую вставляются фильцевальные иглы, от одной до нескольких сразу. Иглодержатель значительно ускоряет работу валяния, т.к. позволяет покрывать большую область, кроме того иглы находятся строго параллельно, что отчасти минимизирует их порчу.

Работа одной иглой осуществляется значительно медленнее, чем работа иглодержателем, однако это позволяет более детально проработать определенные элементы, к примеру для очень точного вплетение волосков шерсти в изделие.
Игла пронизывает изделие насквозь, поэтому необходима поверхность, на которой вы будете валять. Ею может послужить поролоновая подложка[3].

Использованная литература:
1. Артюшкина Е.И. Народное искусство: сквозь века/ Е.И. Артюшкина — Челябинск: Аркаим, 2007 — 164 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
2. Кочкина К. В. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ: ОТ НОЕВА КОВЧЕГА ДО НАШИХ ДНЕЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения: 23.04.2016)
3. Основные техники валяния из шерсти. [Электронный ресурс]сhttp://inhandmade.ru/vojlokovalyanie/osnovnye-tekhniki-valyaniya-iz-shersti.html

© Преображенская, И.В. Валяние из шерсти. Лекция в по дисциплине «Основы декоративно-прикладного и технического творчества» [Электронный ресурс]/И.В. Преображенская// Блог Ирины Преображенской, 2016.- 22 апреля. Режим доступа: http://irapr.ru/валяние-из-шерсти-методические-реком/